amphre (amphre) wrote,
amphre
amphre

Валентин Серов в Третьяковской галерее на Крымском Валу

image_3x2.jpg

Недавно положил еще один лист на дно своего культурного провала — побывал на выставке Валентина Серова в Третьяковке на Крымском Валу. Впервые картины были для меня больше, чем историческими артефактами, подлинными «современниками» известных людей прошлого. Занятия фотографией научили обращать внимание не только на то, что изображено, но и на то как и зачем. В первую очередь шел посмотреть на портрет Ермоловой, композицию которого разобрал Сергей Эйзенштейн. Но неожиданно увидел и многое другое.

Конечно, сразу направился к тому самому портрету. Он действительно производит впечатление. Эффект, описанный Эйзенштейном, есть. С трудом поборол желание почтенно поклониться и отойти.

Ермолова1_900.jpg

Поразило разнообразие поз и осмысленные взгляды людей на портретах. Про фотографии часто говорят — «как картина», а про картины — «как фотография». Думаю, речь идет не о формальном сходстве. Снял фотограф сложноуловимое, но характерное для модели — похоже на картину. Удалось художнику отразить что-то мимолетное, мгновенное — ассоциация со снимком. И непонятно, кому труднее. Фотографу, которому нужно совместить все детали снимка не только в пространстве, но и во времени. Или живописцу, который подметив что-то, долго и тщательно ищет способ это написать.

Таков портрет Мики Морозова. Сама поза, взгляд, приоткрытые губы — все говорит о том, что он сейчас вскочит и убежит. Дополнительную динамику придает диагональное положение стула: еще секунда — и мальчик соскользнет с наклонного сидения.

21.jpg

У Сурикова на портрете взгляд целеустремленный, даже слегка безумный. Как художнику удалось его написать? И как добиться такого взгляда у модели для фотографии?

surikov.jpg

Или вот портрет «Девушки, освещенной солнцем». Это ведь именно девушка, не женщина. Мы отвлекли ее от мечтаний. Она смотрит на нас снизу вверх рассеяно-равнодушно. Ее мысли далеко. Там, куда вслед за перспективой убегает взгляд зрителя — за солнечной поляной, за лесной чащей.

70792_big_1330932076.jpg

Картина «Баба в телеге», наоборот, кажется плоской. И передний, и задний планы освещены равномерно, перспектива теряется. Но именно эта особенность прекрасно передает атмосферу. Жизнь вне времени. Из года в год, из столетия в столетие. Телега катится медленно, с усилием. Откуда такое ощущение? Движение намечают пустое пространство слева и ритм уменьшения деталей: большое колесо, маленькое, круп, голова лошади. Оглобля задает диагональ, восходящую справа налево, наперекор самому динамичному направлению из верхнего левого угла в правый нижний. Мика Морозов по этой диагонали легко сползает со стула вниз. А телега — медленно взбирается наверх. Поэтому, кстати, если мы хотим сфотографировать напряжение, тяжесть, усталость, сопротивление, то героя стоит устремить по диагонали влево.

baba-vtelege-serov+.jpg

Картины полны нюансов. Например, собачки на портретах дам, выписанные с не меньшей тщательностью, чем сами героини. Или девочка в окне на портрете Александра III, превращающая недосягаемого правителя в живого человека. Почти у каждого полотна хотелось остановиться и рассматривать детали. Думать, что означает тот или иной элемент композиции. Почему нарисовано именно так?

В этом смысле выделяются потрет Иды Рубинштейн и «Похищение Европы». Кажется, что художник вдруг «разучился рисовать». Вместо тщательнейшим образом выписанных портретов — схематичное изображение. Однако очевидно, что художник ставил перед собой задачу и мастерски ее решал. Как написать портрет женщины, танцовщицы, которую боготворят мужчины и не разрушить ее образ? Написать ее одновременно похоже и непохоже, реалистично и минималистично. И художнику это, несомненно, удалось.

1.jpg

«Похищение Европы» также полностью отвечает замыслу художника. Многозначительный взгляд могучего животного выписан в лучших традициях Серова. Цвета картины и окрас быка — отсылка к фрескам в Кносском дворце на острове Крит. Дельфины тоже оттуда. А лицо Европы повторяет лица Кариатид храма Эрехтейон. Именно так изображали женское лицо древнегреческие скульпторы. Нет, великий художник не разучился рисовать. Просто он знал античное искусство гораздо лучше, чем многие его соотечественники сто лет спустя.

europe.jpg

kollag_2214.jpg

Выставка идет до 17 января 2016 года. Настоятельно рекомендую к посещению.


Tags: анализ, валентин серов, выставки, живопись, третьяковская галерея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments