amphre (amphre) wrote,
amphre
amphre

Наум Грановский в Центре фотографии им. братьев Люмьер

Наум Грановский КДПВ ЖЖ.jpg

В Галерее им. братьев Люмьер проходит выставка выдающегося советского архитектурного фотографа Наума Грановского. Он вел фотолетопись Москвы с середины 20-х годов прошлого века. На его строгих, выверенных снимках видно, как менялся город. Эпоха влияла на облик столицы и новая архитектура стала одним из главных символов великого времени. Кадры Грановского одновременно и документальны и образны. И, как у любого мастера, сила образа складывается из множества деталей.

Наум Грановский начал работать в Фотохронике ТАСС с 1926 года. В обязанности фотокора входило снимать все значительное, что происходило в стране и в столице. Именно тогда проявилась склонность молодого фотографа к съемке городского пейзажа. В 1934 году его пригласили в издательство «Изогиз» и он полностью посвятил себя архитектурной съемке. С началом Великой Отечественной войны Грановский стал фотокорреспондентом газеты «Тревога» Московского Противовоздушного фронта. Во время съемок на передовых позициях был ранен. После выписки из госпиталя вернулся в строй. За боевую работу награжден орденом Красной Звезды.

После окончания войны Грановский вернулся в ТАСС, был принят в Союз Архитекторов СССР, преподавал и продолжал снимать любимый город.

Стиль Грановского узнаваем: отточенные планы, динамичные диагонали, идеальная композиция. Кажется, что он не только подбирал точку съемки, чтобы выявить и подчеркнуть замысел архитектора, но и расставлял в кадре людей, машины и облака. Посмотрите на парад автомобилей на Бородинском мосту или позирующий на Большой Садовой ЗИС-110. Такое «везение» — результат ответственного и вдумчивого подхода к делу.

Отрывок из рассказа Наума Грановского о свой работе из книги «Записки фоторепортеров», 1939 год:

Я производил съемку Москвы по точно разработанному плану-сценарию, в котором были указаны объекты съемки, время съемки, точки съемки. Все данные были разработаны в результате длительных предварительных наблюдений. Вот, например, краткая выдержка из моего «графика»:

1. 1-я Мещанская улица. Съемка от 10 ч. 30 м. до 11 ч. утра с подмостков строящегося дома. Построение кадра по диагонали.
2. Крымский мост. Съемка от 12 ч. 30 м. до 13 ч. Съемка сбоку по диагонали.
3. Охотный ряд. Съемка от 17 ч. 30 м. до 18 ч. с крыши гостиницы «Националь».
4. Дангауэровская слобода. Съемка от 15 до 16 ч. (панорама из трех негативов 13×18 см) с крыши строящегося восьмиэтажного дома.

Я еду на съемку с тем, чтобы быть на месте в точно предусмотренный планом час, так как этот час — наилучший по освещению намеченного объекта... Боковой скользящий свет дает наиболее выигрышную игру светотеней, выявляя архитектурные особенности зданий...


Девушка с веслом в Парке имени Горького, 1930-е
Наум Грановский 03.jpg

Триумфальная арка у Белорусского вокзала, 1934
Наум Грановский 14.jpg

Гостиница Москва. Манежная площадь, 1938
Наум Грановский 08.jpg

Грановский о съемке Крымского моста. Из книги «Записки фоторепортеров», 1939 год:

Крымский мост — один из красивейших новых мостов Москвы. Эта съемка оказалась особенно трудной. Мне хотелось показать это сооружение во всей его величественной красоте. Применяя при съемке широкоугольный объектив, я добился удачного композиционного разрешения темы...


Крымский мост, 1938. Обратите внимание на симметрию автомобилей!
Наум Грановский 07.jpg

Бородинский мост, 1938
Наум Грановский 06.jpg

Оборона Москвы, 1941. С одной стороны, передан конфликт войны и мира. С другой, показано: если надо, мы вытащим орудия на передний план.
Наум Грановский 02.jpg

Дом Пашкова и южный вестибюль станции метро «Библиотека имени Ленина», 1940-е
Наум Грановский 16.jpg

В новой квартире. Перед зеркалом, 1950
Наум Грановский 11.jpg

Строительство высотки на Площади Восстания, 1950. Думаю, симметрия подъемных кранов неслучайна. А величие нового здания подчеркивает «игрушечный» город на переднем плане.
Наум Грановский 01.jpg

Концертный зал им. П. И. Чайковского, 1950-е. Как замечательно смотрится колоннада без афиш между колоннами! Надеюсь, эстетика пересилит коммерцию и уродующие здание баннеры снимут.
Наум Грановский 18.jpg

Высотный дом на Смоленской площади, 1952. Перед МИДом еще старая застройка. Темное прошлое и светлое будущее.
Наум Грановский 05.jpg

Гостиница Ленинградская. Паровоз, 1960
Наум Грановский 12.jpg

Новые кварталы в Новых Черемушках, 1960-е. Лини козырька над подъездом и крыши дома, игра теней, тональная перспектива... Филигранный тайминг и ракурс.
Наум Грановский 17.jpg

Метро Студенческая, 1960. И снова тот же прием — идеальная параллельность сходящихся линий.
Наум Грановский 10.jpg

Памятник В. И. Ленину, 1960
Наум Грановский 09.jpg

Большая Садовая улица, 1960
Наум Грановский 04.jpg

Калининский проспект, 1970-е
Наум Грановский 13.jpg

Выставка идет до 24 января 2016 года.

Tags: выставки, наум грановский, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment