amphre (amphre) wrote,
amphre
amphre

Про съемку воздушных шариков

IMG_6053.jpg

Неоднократно пытался сфотографировать выпущенные в небо воздушные шарики. И всегда получалась ерунда. А сегодня встретил репортаж, где фотограф с задачей справился. Решил разобраться, что же меня в этом фото зацепило, и чем оно отличается от других на ту же тему.

На репортажном снимке отправки в небо шариков нужно передать движение шариков вверх. Еще должно быть понятно, что они летят с земли и что это не случайно, а по какому-то поводу. Навскидку нашел еще два любительских репортажных фото с тем же сюжетом.

На них снята акция памяти о погибших 2 мая 2014 года в Одессе. С одной стороны, первый снимок похож на заглавный: архитектурные объекты прямо и слева, шарики на фоне неба. Но на нем воздушные шары скорее застыли. А если и летят, то не вверх, а вперед и вниз, за желтый дом. Почему так?

Прямые линии зданий ведут нас в угол, образованный крышей одного и стеной другого. Туда же направляет взгляд воронка облаков.

На картинке нет ничего, что стремилось бы ввысь. Ни рук, ни элементов архитектуры. Голову задрал только один человек, да и тот теряется в мельтешении у нижней границы кадра.

Зритель воспринимает центр изображения как наиболее удаленную от себя точку. Именно в этом месте снимка находится самый крупный шарик. Но ведь чем больше объект, тем ближе он к нам расположен — так мы ощущаем перспективу. Возникает противоречие, из-за которого черный кружок замирает и замораживает любое движение.

IMG_2874.jpg

На втором снимке видно, что шарики на фоне одного только неба летят не от зрителя в голубую даль, а снизу вверх вдоль кадра. И даже если заставить себя поверить, что они удаляются, ощущения взгляда в небо не возникает. Шарики летят вперед.

Кроме того, общая проблема двух кадров в том, что в них не прослеживается связь с самим событием. Без текста непонятно, что символизируют черные воздушные шары.

IMG_2879.jpg

Теперь рассмотрим заглавное фото. Фотограф снимал акцию на траурном митинге, посвященном гибели пассажиров рейса 9268. В небо запустили воздушные шары с именами погибших. Шары летят вверх, а мы смотрим на них, запрокинув голову. Что дало такой эффект?

Прежде всего, конечно, церковь, снятая с нижней точки. Только стоящему на земле и смотрящему в небо наблюдателю доступен такой вид. Крест стремится к самой дальней точке изображения и он — самый маленький объект на снимке, для нас — самый удаленный. Поэтому шары явно летят к нему — ведь они крупнее, а, значит, находятся между наблюдателем и крестом.

Кроме того, шары вылетают из-за вертикальных рамок кадра. А это, по ощущению зрителя, — самые близкие к нему части изображения.

Дополнительную динамику дает явно диагональное направление движения шаров.

Свою роль играет и тональная перспектива. То, что ближе к нам, обычно темнее, то, что дальше, — светлее. Прямо над нами — черная статуя Архистратига Михаила. Она дополнительно прижимает зрителя к земле. Более светлая церковь от нас уже на большем расстоянии. Шары — еще светлее, поэтому они удаляются от нас. И надо всем — белое небо, в которое устремлены и статуя, и церковный шпиль, и отпущенные на свободу шары.

Несомненная удача фотографа в том, что белые шары летят на фоне церкви. Возникает однозначная ассоциация: души летят на небо. Фигура архангела дополняет ассоциативный ряд. Фото и событие получаются связаны, хотя явной привязки нет.

Гуру репортажной фотографии Сергей Максимишин сформулировал неотъемлемые свойства хорошей фотографии:

Хорошая фотография всегда удивляет,
хорошая фотография не отпускает,
хорошую фотографию нельзя переснять,
хорошая фотография правдива,
хорошая фотография «нерукотворна»,
хорошую фотографию нельзя пересказать по телефону.

По-моему, этот снимок очень близок к хорошей фотографии.

Tags: анализ, репортаж, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments