amphre (amphre) wrote,
amphre
amphre

Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы

Справочник КДПВ ЖЖ.jpg

Фотограф должен непрерывно повышать квалификацию. Изучение специальных дисциплин необходимо дополнять образованием в смежных областях. В поисках материалов по репортерской работе в целом, нашел примечательное издание: «Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы». Составлен американскими специалистами в 1990 году, когда восточноевропейская пресса массово рвалась на свободу и постигала азы демократической журналистики. Зубры газетной индустрии делятся универсальными рецептами построения информационных изданий. Если заменить слово «газета» на «интернет-СМИ» или «группа в ВК», смысл не поменяется. Приведу выдержки про фотографию. Но и все остальное читать строго обязательно.

Типы фотографий

Существует 3 основные категории фотографий, используемых в газетах: фоторепортажи, запланированные снимки, портреты.

Фоторепортаж делается на месте события. Хотя мастерство фоторепортера имеет огромное значение, немаловажен и фактор везения, чтобы успеть попасть на место события и снять уникальные кадры. Как это было, например, во время взрыва дирижабля «Гинден-бург».

Большинство иллюстраций газеты относятся ко второй категории. Такие снимки в той или иной мере запланированы. Лучше всего планируются снимки, не связанные непосредственно с текущими событиями.

Третья категория — портрет. Очень удобно иметь в газете помещение, куда можно пригласить нужных для съемки людей. Хотя портрет выглядит более эффектно, когда изображаемый на нем человек снимается в привычной для него обстановке.


Фотоштампы

Список фотографических штампов длинен, и нужно сделать все, чтобы их избежать.

«Рукопожатие и улыбка». Пожалуй, самый распространенный штамп — двое людей пожимают друг другу руки, преданно улыбаясь в объектив.
«С покупкой!» Двое держатся кончиками пальцев за какую-то бумагу, что должно означать покупку, сделку и т. д.
«Созерцатели». Трое сидят или стоят вокруг какого-то документа на столе. Двое загипнотизированно уставились на документ, третий глазеет в объектив.
«Награждение». Рукопожатие и передача награды, приза или грамоты.

Список можно продолжать бесконечно. Мы пока не в состоянии навсегда избавиться от фотоштампов, но можем постараться свести их к минимуму. Когда фоторепортеру дается задание, редактору следует в 20-25 словах изложить на бумаге, что должен представлять собой снимок. Фотограф, получив путеводную нить, может демонстрировать свою изобретательность. Все что угодно — только не штампы.


Силовые линии

Практически во всех иллюстрациях присутствует «силовая линия» (или несколько таких линий), которая заставляет взгляд двигаться в определенном направлении. Эти линии создаются действием, реальным или подразумеваемым. Смотрящий куда-то или указывающий на что-то человек на снимке создает такую линию. Автомобиль, самолет, и т. п. также создают ее — и когда сняты в движении, и когда неподвижны. Редактор должен уметь видеть силовые линии и размещать иллюстрации таким образом, чтобы эти линии были направлены на текст.


Иллюстрации и текст

Текст не обязательно сопровождается иллюстрациями, но иллюстрация на странице газеты не может существовать без текстового сопровождения. Именно в сочетании слов и иллюстраций достигается полноценное общение газеты и читателя. Поэтому, как гласит древняя аксиома, «любая иллюстрация должна быть идентифицирована».

Иногда фотографы протестуют: «Мой снимок говорит сам за себя». Это не так. Фотографию можно интерпретировать по-разному, если мы не скажем: «Вот как это надо понимать». А если фотография истолкована неверно, она не донесет нужной информации. Бывают, конечно, исключения, но разъяснить читателю уже понятное ему гораздо безобиднее, чем оставить его в недоумении.

Иллюстрация сопровождается объяснительной подписью, которая должна рассматриваться как неотъемлемая часть иллюстрации. Шрифт подписи должен заметно отличаться от шрифта текста статей, саму подпись следует отделять от остальных материалов на странице. [...]

Подписи должны рассказывать: 1) зачем опубликован этот снимок, 2) кто эти люди на снимке (по меньшей мере из тех, кого нужно знать), 3) есть ли на снимке что-то интересное или важное, чего читатель мог не заметить при первом просмотре. И это все. Нет никакой необходимости пересказывать сопутствующую статью в подписи под фото.


Советы по улучшению качества снимков

1. Меняйте направление съемки. Необязательно всегда снимать «в лоб», посмотрите, как будет выглядеть объект съемки снизу, сверху, сбоку — это даст читателю возможность увидеть различные ракурсы.
2. В каждом снимке должно присутствовать действие. Если в кадре находятся люди, они должны что-то делать, а не позировать для снимка. Характерные выражения лиц, непринужденные жесты людей на снимке создают впечатление живости и неофициальности происходящего.
3. Используйте подходящую бутафорию для того, чтобы люди не смотрели в объектив. Сделайте что-нибудь на переднем плане центром их внимания.
4. Композиция снимку должна быть плотной, без пустых мест между людьми или на заднем плане — это делает снимок единым целым.
5. В каждой фотографии должен присутствовать единый композиционный центр, фокусирующий внимание читателя. Если их несколько, оно рассеивается.
6. Число людей на снимке следует ограничивать. Если вы не стремитесь создать эффект толпы, сократите их число до наиболее рационального. Группа из 3-4 человек предпочтительнее, чем из 10-12.
7. Пусть на снимках присутствуют люди. Во-первых, это помогает читателям оценить размеры помещений, улиц, деревьев и т. д., во-вторых — придает снимкам динамику.
8. Продумайте «настроение» снимка. Покажите читателю, как чувствовал себя «объект» во время съемки. Если мэр города сердился на заседании муниципального совета, а победивший на выборах политик улыбался, пусть читатели увидят это. Но не просите людей улыбаться, если фотография предполагает серьезное или траурное настроение.
9. Иногда поворачивайте камеру вокруг — это позволяет снять не только действие, но и реакцию на него. Не снимайте только участников матча — запечатленная реакция болельщиков на забитый гол может быть гораздо красноречивее.
10. Редакторам следует предъявлять высочайшие требования к качеству снимков. Нерезкие, затемненные снимки неприемлемы.
11. Фотоснимок должен нести сообщение, а не только переносить читателя на место события. Часто фотография, на первый взгляд не иллюстрирующая материал буквально, может сказать читателю многое. Фотокорреспондент обязан знать и понимать материал и лишь потом искать к нему живописные, «говорящие» кадры.


Элементы, привлекающие внимание читателя

Редакторам следует помнить о некоторых элементах, особо привлекающих читателя. Их нужно уметь находить и советовать фотокорреспондентам включать их в снимки. Это повышает читаемость материалов. Вот несколько элементов содержания фотоиллюстраций.

Дети. Просто хорошая фотография ребенка или же снимки детей, иллюстрирующие менее важные новости.
Животные. Универсальные объекты съемки, которые нравятся буквально всем.
Люди, выдающиеся личности. Фотопортрет с подписью может в несколько раз больше привлекать внимание читателей, чем короткая заметка на ту же тему.
Необычный снимок. Рядовое событие может быть эффектно снято с помощью нетрадиционных методов, включающих в себя необычные ракурсы, использование специального фотооборудования и т. д.
Юмористические иллюстрации. Фотография, заставляющая редактора фыркать от смеха, обычно производит то же действие и на читателя.
Жанровые снимки. Удачно снятые, они особенно хороши на первой странице.
Цвет. Привлекает внимание и позволяет искать более широкие возможности использования иллюстраций.


Подписи под фотографиями

Подпись есть описание фотографии, и ее лучше давать в настоящем времени. Причина: иллюстрация — это момент времени, который как бы заморожен и поэтому длится. Именно в этот момент времени и попадает читатель.
Подписи должны быть как можно короче, кроме тех случаев, когда фотография не сопровождается материалом.


Скачать справочник.

Tags: журналистика, книги, репортаж, уроки, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment